Еще по дороге домой с EU-147 о.Северный Коловар, бурно обсуждая итоги прошедшей экспедиции, было решено провести в этом году еще одну экспедицию на один из островов Белого моря. UA1TAN было опять поручено выбрать остров и проработать маршрут. RA1TC брал на себя финансирование экспедиции. На плечи UA1TBK легла задача подготовить еще один генератор и вторую мачту для A4S.
Проведение экспедиции было запланировано на первую половину августа. В связи со шквалом экспедиций летом 2000 на EU-147 и EU-066, выбор пал на EU-162, правда была одна проблема - почти все острова EU-162 входят в охранную зону Кандалакшского заповедника и просто так туда попасть практически невозможно. В течение месяца была проработана куча вариантов высадки на различные острова. Но все-таки окончательное решение должны были принять на месте в Кандалакше. Для чего было решено отправить UA1TAN и UA1TBK в Кандалакшу немного раньше на разведку и на согласование с руководством заповедника высадки на один из островов.
7 августа вечером - сбор в загородной резиденции RA1TC, последняя проверка и доукомплектование оборудования.
К 12 часам 8 августа UA1TBK и UA1TAN подтягиваются к дому RA1TC, "ГАЗЕЛЬ" под управлением Сергея, уже знакомого нам по первой экспедиции, ожидает у ворот. Сразу начинаем погрузку оборудования. По сравнению с предыдущей экспедицией его значительно прибавилось. Антенны A3S и A4S, две мачты для них, 2 генератора: LX-3000 и наш отечественный АБ-1, 8 канистр под бензин, 4-местная резиновая лодка с мотором, уже проверенные на EU-147 TS-570D и ICOM-746, УМ на ГУ-74Б и 4х-Г811. Идея взять с собой еще и AL-1200 на всякий случай была отвергнута в последние минуты, 3 палатки, обогреватели в палатки и еще множество нужной и ненужной мелочи. К 12:30 погрузка была окончена. Подъехал RA1TC попрощаться и окончательно уточнить место встречи уже в Мурманской области.
В 12:45 отправляемся в путь, делая кратковременные остановки у магазинов для запасов продовольствия в дорогу. В 13:30 выезжаем из города. Первую остановку делаем в районе Лодейного Поля, идем в столовую немного перекусить. С первого взгляда столовая вызвала подозрения, глубоко в памяти еще хранятся воспоминания о качестве пищи в структуре общепита, но урчание в животе пересилило. После ознакомления с меню UA1TBK решил не рисковать и отказался от обеда, UA1TAN ограничился салатом из овощей и пивом, а наш водитель решил отобедать по полной программе. После выхода из столовой разглядели огромный, полустертый стенд на стене данного заведения "ИМ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА" и список героев. UA1TBK долго всматривался на стенд и выдвинул версию, что звание героя присвоено тем, кто выжил после приема пищи в этом заведении, и вообще-то эти слова оказались пророческими, через какой-то промежуток времени здоровье Сергея (нашего водителя) явно cтало ухудшаться, пришлось за управление "ГАЗЕЛИ" сесть UA1TBK. Первые 50 км пока он знакомился с особенностями управления отечественного авто ехали около часа и выслушивали претензии к его производителям, что дескать это не то и это не так, по мере дальнейшего продвижения скорость постепенно дошла до 120-130 км/ч, за окном начало смеркаться и вот тут мы поймали первую кочку, машина взлетела над дорогой и пролетев метров 10 рухнула обратно, раздался ужасный скрежет под машиной, грохот и звон в кузове. Машина заглохла и медленно съехала на обочину. В адрес UA1TBK посыпался шквал брани, а в голове "ворочалась мысль" неужели все, приехали.
Выскочили из машины, Сергей начал визуальный осмотр машины, а я забрался в кузов, проверить в каком состоянии оборудование. К моему изумлению, все находилось на своих местах, за исключением антенн, которые были привязаны под потолком,а теперь, оборвав крепеж, мирно лежали на ящике с TS-570 и усилителях. С машиной "слава богу" вроде бы тоже все в порядке, на первый раз обошлось. В дальнейшем ехать решили более аккуратно и с меньшей скоростью, да и дорога уже вряд бы позволила, чем дальше на север, тем сильнее она начинала походить на "стиральную доску" и в конце концов уже на территории Мурманской области вообще перешла в гравийную. Правда уже на подъезде к Кандалакше на участке дороги проходившему по низине при сильнейшем тумане чуть-чуть не протаранили какого-то гав...., который остановил свою фуру посреди дороги и не включил габариты, еле успели вырулить.
В районе 6 утра на горизонте появились высоченные сопки, расположенные вокруг Кандалакши. На душе стало сразу веселее, все-таки доехали. Въезжаем в город, он расположен довольно высоко над уровнем моря, и при взгляде на залив видны несколько островов, очень надеемся, что один из них через несколько часов станет нашим временным местом обитания на несколько дней. После небольшого плутания по городу подъезжаем к административному зданию Кадалакшского заповедника. На двери замок. Рядом за забором находится видимо одно из подразделения порта, у местного сторожа выясняем, что работники заповедника обычно появляются в районе 9 часов. У нас около двух часов свободного времени, чтобы не сидеть зря решаем отправиться на разведку по направлению к поселку Лувеньга, недалеко от которого расположен остров Власов. Этот остров был первым в списке островов на которые мы планировали попасть. Погода явно не очень благоволит нам, сильная, низкая облачность окутала сопки. Намечается дождь, который для нас в данной ситуации явно был бы лишним. 29 км до Лувеньги проехали скажем прямо с не очень радужным настроением, а когда подъехали на берег залива и увидели, что единственное средство для передвижения по морю, на которое мы можем рассчитывать- это обыкновенный "ПРОГРЕСС" или "КАЗАНКА". Это обстоятельство к тому же вызвало и большое удивление, как можно по морю и на обычном "ПРОГРЕССЕ", правда в дальнейшем мы убедились, что бывает еще и не такое.
Немного пообщавшись с аборигенами, которые нас просветили в местной обстановке, что владельцы катеров появятся к 11 часам, и убедили, что никакого разрешения на посещения Власова не надо. После такого утешения, ведь не надо ехать обратно в Кандалакшу и договариваться с администрацией заповедника о посещении острова, а можно отдохнуть пару часов после долгой дороги. Поставили палатку и улеглись спать. Не знаю, что меня разбудило, но высунув голову из палатки, я с ужасом увидел одну лодку отчалившую от берега, а вторую уже далеко удалившуюся от берега. В ярости, растолкав UA1TBK, и выскочив из палатки, бросился к стоящим невдалеке местным жителям. Один из которых капитан милиции, выслушав почти слезную речь, что нам обязательно нужно найти человека, который смог бы нас переправить на остров решил нам помочь и вкратце, чисто по русаки обрисовал как нам лучше проехать "Сейчас х..... прямо, затем будет справа такая х....я похожая на сарай, сверните налево, далее п....... метров триста прямо до магазина, там дорога раз......., объедете справа по газону и во двор пятиэтажки, он живет на первом этаже, звать его Лехой. Выслушав маршрут по которому мы должны проехать рассказанный таким красноречивым образом, мы закинули палатку в машину и двинулись вперед на поиски. Проехав метров 200, встретились с подъехавшим RA1TC с группой продобеспечения, 5-ти минутное обсуждение создавшейся ситуации на данный момент и RA1TC, вручив нам денежную ссуду в качестве более весомого аргумента для договора с владельцем катера, отправился на берег залива к памятнику каким-то партизанам 1919 года ожидать нас. Мы отправились плутать по поселку. Минут двадцать безрезультатно пытались отыскать и отличить указанные нам ориентиры, от их абсолютных двойников наконец-то натыкаемся на нашего красноречивого милиционера. Опять уточняем, где нам искать дом, в котором живет этот Леха, получив уточнения, еще минут через 10 доезжаем наконец до указанного дома, и что удивительно, сразу натыкаемся на нужного нам человека. Короткие переговоры, Алексей не против нас перевезти, но у его сына день рождения и он должен ехать в Кандалакшу за подарком. Все наши упрашивания и предложения, в том числе предоставить в его распоряжение наш джип, правда вместе с водителем, не помогли. Но как многие северные жители, он проявил радушие и попытался найти нам еще кого-нибудь, кто смог бы нас перевезти, однако все эти поиски оказались безрезультатными. В конце концов нашли выход из данной ситуации: Алексей отдал в наше распоряжение до вечера свой катер.
Пока RA1TC готовит катер, поскольку он единственный, кто знает как с ним управляться, остальные тем временем перенесли все оборудование к берегу. В 12.50 первая группа отправляется на остров с разведкой для выбора места нашей дислокации. Она состоит из UA1TBK, UA1TAN и RA1TC которому предстоит сделать еще несколько ходок обратно за оборудованием. В первую ходку с собой захватили один из телескопов, A3S, палатку и другую мелочь. Остров Власов расположен вдоль побережья залива и имеет размер более 2 км на 500м, рядом с ним расположен о.Южный Власов и еще ряд небольших островов, не имеющих названия. На всех островах очень густой и высокий лес, в основном ель и береза. Ближайшее расстояние от места нашей высадки на побережье до острова около 2 километров. Для выбора места высадки решили проплыть вокруг острова и осмотреться. Проплыв около километра мотор у нашего катера начинает почихивать, и глохнет. UA1TAN приходится сесть за весла и немного погрести, минут через 10 после неимоверных усилий нашего капитана катер завелся, и потихоньку тронулся с места. Дойдя практически до противоположного края острова находим превосходную площадку, почти без растительности размером метров 30 на 100 и решаем расположиться именно на ней. Метрах в 15 от берега катер начал цеплять днищем за камни, и чтобы не повредить его, решили кинуть якорь. Пришлось десантироваться в не очень-то теплую беломорскую водичку. Перетащив мачты и антенны на берег, обсудили где расположить рабочие места и RA1TC отправился за второй партией, а UA1TAN с UA1TBK не спеша, принялись за установку мачты и палатки под одно из рабочих мест, сборку антенны. За 30 минут успели все установить и собрать, и отправились на исследования острова. Метрах в 150 нашли более выгодный вариант для расположения, но лень и усталость пересилили, и решено было пока все оставить, как есть, а на это место, если будет желание переехать на следующий день. К тому времени, когда RA1TC подвез вторую партию оборудования - остальные антенны и палатки, начался отлив, и над водой появились камни. Чтобы не разворотить днище чужой лодки решили заглушить двигатель метрах в 100 от берега и подходить к нему на веслах. Скидав на берег оборудование, RA1TC отправился обратно на материк. Вообще процесс доставки оборудования затянулся на довольно продолжительный период времени, пришлось 5 раз съездить с берега на остров, чтобы перевезти все, и пока RA1TC мотался туда обратно, все что он доставлял в предыдущую ходку, к следующей было уже установлено. В итоге, когда он привез последним рейсом бензин и трансивера, все было готово к открытию острова в эфире. Весь процесс развертывания шел по отработанному сценарию, и вообще-то ничем особым не отличался от предыдущей экспедиции на RR-02-15, за исключением новой "корки" отмоченной UA1TAN во время одной из разгрузок, отталкивая лодку от берега на полутораметровой глубине утопил свою ALINCO DJ-S11, пришлось заняться подводными розысками, которые закончились удачей благодаря прозрачной воде.
Открыть остров в эфире, было решено одновременно с двух рабочих мест, в 16:20 на 14 МГц - RA1TC/1, на 21 МГЦ UA1TBK/1 провели первые QSO с острова Власов. Как и водится, практически сразу, обрушился шквал зовущих станций. Немного понаблюдав за работой RA1TC, я отправился собирать в кучу вещи разбросанные по острову. Позанимавшись этим неинтереснейшим занятием 20-30 минут, решил вытеснить кого-нибудь из-за трансивера и поработать самому. RA1TC на мой порыв поработать послал меня далеко-далеко ....., пришлось отправиться к UA1TBK и попытаться вытащить его из-за трансивера, только уже хитростью "мол TC надо в компе установить config", на что тот и попался. Засев за трансивер застрял я за ним на 5 часов, разгребая pule-up из станций Европы, Америки и JA, в первых рядах как всегда охотники за островами IOTA и RRA DL8AAM, SM4CJU, RA3RGQ, UA6AF, RA3DEJ, RV3GW. Альберт RV3GW после нашего QSO связался с Валерой RW3GW и сообщил о присвоении нового номера по RRA RR02-19 острову Власов. Надо сказать, что в последнее время значительно увеличилось количество интересующихся российской островной программой RRA.
Постепенно начала сказывать усталость накопившаяся, за время длинной бессонной дороги и разбивкой лагеря. Отработав ровно 5 часов на 100 ватт (УМ было лень подключать, да вообще-то и незачем - прохождение просто блеск) провел более 1200 связей и удовлетворенный первым днем работы уступил место UA1TBK, а сам забрался в спальник и практически сразу "отрубился".
Утром проснулся в шестом часу, над островом полнейшая тишина, все эспедиционеры мирно спят в своих палатках. Чтобы немного размаятся, прогулялся по острову, полюбовался красотой окружающего ландшафта. Вид просто обалденный, жалко, что я не художник обязательно запечатлел бы этот пейзаж: море освещенное солнцем и сопки укутанные туманом. Проветрив мозги, завел один из генераторов отправился к трансиверу "окучивать" толпу. Прохождение превосходное, правда идут только станции NA изредка разбавленные станциями EU. Часов в 9 начали просыпаться остальные члены экспедиции, отдохнувшие и готовые к новому штурму эфира. До обеда, сменяя друг друга, работали в эфире в основном на 14 МГц один передатчик в СW, другой SSB. 15 и 10 метровые диапазоны к сожалению были закрыты. После обеда решили поставить GAP-TITAN, проверить как он будет работать. Поставить поставили, а вот проверить не успели...
На горизонте показался катер, уверенно продвигавшийся в нашем направлении. Недобрые ощущения возникли, когда он был еще километрах в 1,5 - 2 от берега, а когда причалил, тут уж стало совсем нехорошо. Нас посетила охрана заповедника. Только сойдя на берег, практически сразу заявили "Что нам немедленно надлежит, покинуть остров, он находится природоохранной зоне на территории Кандалакшского заповедника и посещение островов запрещено. А разбивка лагеря на территории острова вообще почти "расстрельная статья". Длительные переговоры, предложение денег и другие способы увещевания так ни к чему и не привели. Составили на нас протокол и предписали нам покинуть остров до завтрашнего утра. Пришлось отправить с ними нашего самого говорливого представителя, способного наверное убедить даже "пробку, что она бутылка" UA1TBK, чтобы он съездил в Кандалакшу и попытался там с руководством все-таки договориться о нашем дальнейшем пребывании на острове.
Настроение испортилось. Отработать всего сутки и уматывать, это в наши планы не входило. Пока TBK мотался в город, мы решили проработать все возможные варианты. Но были 2 проблемы: отсутствие лодки и машин. Если первая была еще решаемая, лодку для переправки на берег мы нашли бы, то с машинами несколько сложнее, водители разместились где-то в городе, то ли у родственников, то ли в гостинице и найти их было бы проблематично. В конце концов приняли решение дождаться приезда TBK и если ему ничего не удастся согласовать, то будем как говориться "тянуть кота за хвост" как можно дольше, авось так и воскресение наступит.
UA1TBK подъехал часам к 8 вечера с положительной резолюцией от начальства заповедника, которое смилостивилось и разрешило нам остаться на острове до 12:00 воскресения 13 августа, но штраф за самовольную высадку все-таки выписали. Пока мы бурно обсуждали эту тему, Галина накрыла на стол. За вечерним столом за проделанную работу и проявленную при этом смекалку и деловую хватку было решено премировать UA1TBK бутылочкой коньяка и ночной работой в эфире. Коньяк в конечном итоге здесь же и был приговорен к распитию в шумной компании экпедиционеров. За "рюмкой чая" совсем вылетело из головы, что в 21 MSK на 80 у меня назначен скед с Сергеем RV3AGG/1 путешествующим по островам EU-066 и EU-147 с Костей UA3DPB/1. Пришлось в срочном порядке опускать телескоп с A4S и цеплять к нему INVERTID V, всю эту операцию провели за 5 минут. RA1TC решил проверить КСВ антенны, подцепил к кабелю MFJ в тот самой момент когда меня угораздило на 20 провести QSO, в результате MFJ настал (далее следует ряд высказываний ненормативной лексики русского языка). Это было последние происшествие за этот день, но QSO с RV3AGG все-таки провели не упустив возможность пополнить свой список сработанных станций по программе RRA, а заодно немного позже на 80 еще удалось провести несколько QSO с: Димой RA3DEJ, Сергеем RA3RGQ и еще несколькими станциями 3 района России.
После потрясений, перенесенных в течение текущего дня, и выпитого решили завалиться пораньше, оставив TBK одного работать, а самим продолжить любимое занятие с утра.
Проснувшись как всегда раньше всех, после утреннего моциона подошел к трансиверу с надеждой погонять NA и SA. Пробежался по 20 - ни одной станции, решил все-таки дать CQ, минуты через 2 вызвали 3 USA и на этом все, как будто в эфире отрубили рубильник. Пошел на 7 МГц - там та же картина, только одна станция и явно с сигналом как при АВРОРЕ. Делать нечего, пришлось завалиться спать с надеждой, что часам к 10 более менее все нормализуется.
Не к 10, не к 11 часам "больному" легче не стало. Немного начала проходить Европа, причем стрелка S-metra стояла на 0 как вкопанная, но в связи с абсолютным отсутствием помех никаких проблем с приемом не возникло. Надежд на улучшение прохождение никаких. Остальные 2 дня нашего пребывания на EU-162 из-за взаимных помех пришлось работать только с одного передатчика. Появилось море свободного времени. Благодаря богатой северной природе каждый нашел себе занятие по душе: кто-то собирал грибы и бруснику в обилии растущую по всему острову, кто-то - ловлей здоровенной рыбы, в основном трески.
Вечером 12 августа начали понемногу сворачивать одно рабочее место, еще пытаясь немного работать со 2. Пока ужинали, небо затянуло тучами, явно надвигающийся на остров дождь заставил перебраться в палатку. Часов в 10 полил сильнейший ливень, прохождение к тому времени окончательно накрылось, немного посовещавшись, решили, что в эфире ловить больше нечего, разошлись по своим палаткам отдыхать.
13 августа подъем в 8 утра, небольшой завтрак, делаем последние снимки на память о нашем пребывании на острове и начинаем сворачиваться. В 9:30 послышался шум мотора катера. 2 ходками перевезли оборудование и имущество, 3 ходкой увезли на берег мусор, скопившийся за 4 дня (ужас и откуда столько - 6 мешков???), последним рейсом отправились сами с трансиверами и компьютерами. Четыре здоровых мужика + одна женщина для этого катерка явно перебор, да плюс к тому же усилившийся встречный ветер. Катер, пробиваясь сквозь волны, постепенно удалялся от острова, через 5 минут ходу все находившиеся в лодке насквозь пропитались соленой водой, отойдя метров на 500 мотор начал почихивать, и в конце концов заглох. Такое ощущение, что само провидение хотело оставить нас на острове еще на какой-то срок. Пока Алексей, владелец катера реанимировал мотор, RA1TC загребая веслами, со всей мощи пытался удержать катер, чтобы его не развернуло бортом против волн, получалась, скажем прямо, у него это неважно. Наконец мотор зарычал и мы двинулись дальше. Через каждые метров 200 эта процедура повторялась снова и снова. Кое-как добравшись до большой земли, загрузили все оборудование и имущество в машины, поснимали немного на камеру и сделали последние фотографии на память. По дороге заехали в Лувеньге к Алексею домой на чаек, обменялись телефонами и двинули домой. Впереди более 1200 км дороги до Новгорода, позади 2 островная экспедиция в 2000 году группы радиолюбителей Новгородского Радиоклуба и более 6 тысяч связей с острова Власов EU-162, RR-0219.